Услуги

Внедрение информационных систем

ВнедрениеВнедрение информационной системы процесс сложный и многомерный. Следует сразу сказать, что даже при идеальной организации внедрения ошибки разработки (проектирования) не позволят получить положительный результат.

Первая задача создания группы внедрения. К данному вопросу нужно подойти не формально, со всей ответственностью, так как от данной группы зависит успех внедрения. Именно данная группа внедрения позволит найти точки соприкосновения разработчиков и пользователей  — пространство информационной системы, и пространство пользователей — пространство решения прикладных задач. Группу внедрения следует скорректировать или дополнить после и по итогам этапа знакомство с системой.

Когда общее пространство уже сформировано, следует убедиться, что мнение пользователей и разработчиков о выполненной работе полностью совпадают. Другими словами, нередки случаи, когда разработчики и пользователи вкладывают в понятие «отлично функционирующая система» различный смысл. Для пользователя такая система должна быть удобна в использовании и ориентирована на быстрое решение практических проблем. Разработчики же сходятся во мнении, что отлично работающая система не должна содержать программных сбоев, а также обладать необходимым инструментарием для эффективного решения прикладных задач.>

Проиллюстрировать разность данных понятий можно следующим примером. В процессе проводимого в Японии эксперимента, исследуемой группе дали задание перевести на час вперед электронные часы с не слишком сложным управлением. Часы содержали три кнопки и обладали восемью функциями. Одна половина добровольцев получила описание часов, другая же попыталась достичь поставленной цели самостоятельно. Как ни удивительно, результат оказался парадоксальным. Перевести часы без описания не смог ни один участник, а с описанием с этой задачей справилось лишь сорок процентов испытуемых. При этом все участники эксперимента работали в технической сфере, а некоторые были профессиональными часовщиками.

Из приведенного примера видно, что словарь разработчиков и пользователей в корне отличается. Если разработчик утверждает, что созданная им информационная система способна справиться со всеми без исключения задачами предприятия, то пользователь, вероятно, заявит о ее полной неработоспособности. Дело в том, что система для решения всех задач является настолько сложной, что использовать ее могут лишь профессионалы-разработчики. При этом рядовые пользователи, столкнувшись со столь сложным управлением, не могут решить даже самые элементарные задачи.

Благодаря созданию единого словаря, включающего систему понятий с одинаковым смыслом для разработчиков и пользователей, можно качественно сформировать видение. За счет видения (представления о значении информационной системы для управления организацией), мы можем точно понять, чего именно ожидаем от системы. Оформить пожелания следует в виде целей. Они могут быть качественными и количественными, а также отличаться четкими, не допускающими двойного толкования, критериями их достижения. Реализовать цели можно, исходя из решения задач согласно выделенным на этот процесс средствам, времени, ресурсам.

Угрожать процессу внедрения и эксплуатации системы могут факторы форс-мажора и риска. Благодаря предвидению данных факторов и принятию профилактических мер, можно успешно внедрить и ввести в эксплуатацию информационную систему.

Не менее важным является и процесс принятия информационной системы.

 На данном этапе устанавливаются конкретные задачи, которые будущая система должна решать. Конечно же, персоналу компании, излишне воодушевленному новой системой, может казаться, что она сможет решить абсолютно все проблемы. Однако на практике подобного не случалось ни разу. При этом из-за разрыва между завышенными ожиданиями и фактическими возможностями, эффект даже самой лучшей информационной системы может померкнуть. А потому на данном этапе следует предельно качественно обучить пользователей, сделать доступными системы информирований и консультаций. В итоге произойдет выработка изменений в системе, которые будут точно соответствовать требованиям пользователей.

Определившись с фактически решаемыми задачами, можно вводить систему в эксплуатацию. С использованием могут быть сопряжены и другие проблемы, решаемые специалистами, сопровождающими систему, в рабочем порядке. Теперь система переходит на новый этап своего жизненного цикла – этап сопровождения. Основная задача, поставленная перед всем циклом, заключается в формировании регламента взаимодействия между собой всех сторон, а также в выработке полного комплекта документации.

При внедрении сложных многомодульных систем иногда имеет смысл разбить внедрение на несколько этапов согласно их функциональности. Данная методика уменьшит нагрузку на пользователей и позволит без негатива внедрять сложные системы даже с нуля. 

Компания ПрофИТ имеет большой опыт внедрений небольших и региональных проектов. Со списком некоторых наших внедрений Вы можете ознакомиться на странице наши решения.